+7 (495) 215-55-53
+7 (925) 518-30-23
ПН-ПТ С 9:30 ДО 19:00
МОСКВА УЛ. КУЛАКОВА 20

Каталог
Назад
Назад

Матрешка – самый русский сувенир!

Возврат к списку
Матрешка – самый русский сувенир!

Первое, что приходит в голову иностранцу при упоминании сувениров из России – это Матрешка!

Русской игрушке, окрещенной Матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой» символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. Матрешки еще не было, но разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. И славился своими игрушками Сергиев Посад. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавший на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. Древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Откуда же появилась эта дивная кукла?

Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас. Рассказывают, что в конце ХІХ века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого, которая оказалась с «сюрпризом» - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой японского мудреца - лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка(Матрена). В 90-е годы ХІХ века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали мастер-токарь В. Звездочкин, который вырезал куклу на славу, а расписал ее известный художник С. Малютин. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке, - была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руках кукла могла держать платочек, цветок, корзинку петуха, серп, хлеб или вести за руки малыша. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше. Минимальное количество кукол-вкладышей могло быть 3, известна матрешка с 51 вкладышем. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале ХХ века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мастера-живописцы использовали не только краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку.

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так и закрепилось имя Матрешка. Успех к девочке пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин «Детское воспитание» А.И.Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. Больше века известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. Да это, наверное, и не важно. Главное другое - нет ни одного жителя или гостя нашей страны, который не знал бы такую понятную, такую родную, такую любимую Матрешку.

 

Источник: журнал «1001Toys.ru» №2(35)2013

 

 

Поделись с друзьями!
Наверх